В первую очередь следует определится с тем, что принято считать фальсификатом. Обычно под этим понимают замену молочного жира растительными, преимущественно пальмовым маслом, без соответствующей маркировки на упаковке. Таким образом недобросовестные производители удешевляют свою продукцию, поскольку стоимость пальмового масла и других растительных жиров на порядок ниже, чем стоимость натурального молока. В итоге на полках под видом «сыра», «масла» и других товаров оказываются продукты, доля растительных жиров и заменителей в которых может составлять до 80-90% (в некоторых случаях и все 100%). К сожалению, из-за низкой покупательной способности, именно недорогие товары наиболее интересны потребителю.
Расследования общественных организаций и СМИ периодически показывают ужасающую картину. Так, исследование организации «Общественный Контроль», проведенное в мае 2017 года, во время которого проверялось качество твёрдых и плавленых сыров, показало, что 17 из 34 проверенных образцов оказались фальсификатом. То есть, половина представленных, казалось бы, натуральных молочных продуктов имели в своем составе жиры немолочного происхождения, а процент содержания колебался от 15 до 100%. Недобросовестными оказались по большему счёту малые региональные предприятия. В продукции производителей-лидеров рынка растительные жиры выявлены не были.
Несмотря на такие неутешительные результаты исследований, нельзя говорить о том, что в Украине 50% молочного рынка – фальсификат.
Максим Фастеев, ведущий аналитик Инфарго, рассказал The DairyNews, что оценить долю рынка продукции с незаявленными растительными жирами очень сложно, по грубой оценке, её объём составляет 5-10% украинского рынка.
Поэтому, отчасти можно сказать, что СМИ подливает фальсифицированное масло в огонь, тиражируя информацию о том, что страна завалена некачественными продуктами.
«СМИ нередко играют негативную роль в этом процессе, сгущают краски и обвиняют в фальсификации едва ли не всех производителей молочной продукции», – отметила в комментарии The DairyNews Екатерина Захарова, ведущий аналитик ЦИМР. Эксперт считает, что важно стимулировать производителей быть честными в вопросах маркировки. «Важно донести до потребителя, что продукты с заменой молочных жиров, маркированные соответствующим образом, не яд и не фальсификат».
Разумеется, несмотря на это, нельзя снимать ответственности с недобросовестных производителей, поскольку в первую очередь это всё же их вина.
Есть в сложившейся ситуации и вина органов контроля, которые недостаточно хорошо справляются со своей обязанностью. Более того, профильными организациями, как и ведомствами, не выработана единая процедура проверки и наказания, не предусмотрено механизма стимуляции производителей быть честными.
«Конечно, в данный момент, система контроля – очень проблематичный вопрос, т.к. её практически нет. Но Госпотребслужба должна получить эффективные инструменты для решения данного вопроса в ближайшее время. А пока, совестные переработчики самостоятельно борются за право подтверждать качество своего продукта, в то время как другие зарабатывают, производя фальсификат и вводя в заблуждение потребителя», – отметил господин Фастеев.
Эксперт также подчеркнул положительное влияние системы прослеживаемости (ХАССП), которая уже сейчас работает на большинстве крупных предприятий.
Елена Ковалёва, заместитель министра аграрной политики и продовольствия Украины, во время выездного заседания аграрного комитета в городе Нововолынске отметила, что к 1 января 2019 года все операторы пищевого рынка должны будут ввести систему ХАССП.
«Относительно безопасности пищевых продуктов, то уже принят закон №1602, который декларирует, что все операторы пищевого рынка должны ввести систему HACCP (система управления безопасностью продуктов) в три этапа. Последний „дедлайн“ — до 1 января 2019 года. Ввести его должны даже небольшие производители продукции животноводства», — заявила госпожа Ковалёва.
В целом можно сказать, что поводов к панике нет, но вот бороться однозначно есть с чем. Остается ждать того времени, когда заработает вариант европейского контроля и надеяться, что это улучшит текущую ситуацию, когда на рынке присутствует некачественный продукт, прикрываемый недобросовестным производителем.
Екатерина Захарова, ведущий аналитик Центра изучения молочного рынка (ЦИМР)
Олена Ковальова, заступник міністра аграрної політики та продовольства України
Пять ключевых ошибок владельцев, из-за которых животноводческий бизнес становится убыточным
Щойно відбулась офіційна церемонія відкриття Східноєвропейського молочного конгресу
В преддверии открытия форума-выставки «Молочная и Мясная промышленность» руководитель