12.07.2017
Источник: The DairyNews
Сырный Ренессанс. Интервью с Георгием Хатиашвили, сооснователем Грузинской Ассоциации Сыроделов The DairyNews.com.ua: Насколько я знаю, Грузия не может полностью обеспечить себя молоком, из-за чего импортирует большое количество сухого молока. При этом фермеры не могут производить больше, потому что не могут конкурировать с сухим молоком по цене. Существует ли такая проблема и какие вы видите пути решения?  

Георгий Хатиашвили: Да, проблема существует. На долю импорта приходится около 30% от общего объема молочных продуктов, в основном это сухое молоко. Особенно остро дефицит молока в Грузии чувствуется зимой и осенью, потому что у нас молоко производится преимущественно маленькими крестьянскими хозяйствами, которые выпасают коров на пастбищах. За счёт этого у нас большая сезонность. Чтобы заполнять дефицит, мы импортируем сухое молоко из заграницы. В основном из Украины, Канады, Новой Зеландии, Америки. В результате получается, что цены на свежее молоко, особенно зимой и осенью, очень высокие. Средняя цена за литр – 45 евроцентов.

С другой стороны, это привлекает инвесторов. Во-первых, потому что есть дефицит на рынке. Во-вторых, поскольку цены высокие. Это даёт возможность инвестировать в молочный сектор Грузии. Сейчас на рынке молока постепенно появляются большие, по меркам Грузии, коммерческие фермы. На них количество дойных коров в среднем 100-200 голов. Они могут без проблем продавать молоко, которое производят по очень высоким ценам. И они гарантировано его продают. 

Тенденция, которая сейчас намечается на рынке, вселяет в нас оптимизм. Возможно в ближайшем будущем, через 5-7 лет, мы будем производить достаточно молока, чтобы не импортировать его. 

DN: Что Грузия импортирует помимо сухого молока? 

ГХ: Мы импортируем йогурты, импортируем сыры, импортируем очень много масла. Это основные молочные продукты, которые мы импортируем. 

DN: А какие продукты вы производите внутри страны? 

ГХ: Исторически так сложилось, что в Грузии производили сыры. Сейчас мы тоже производим много сыра. В первую очередь это традиционные сыры: сулугуни, имерули, гуда. Также большой популярностью пользуются кисломолочные продукты. В основном это мацони. Очень популярны творог и сметана. Постепенно становится популярным кефир. А вот свежее молоко грузины почти не пьют. Обычно свежее молоко идёт на питание детей. Но основной продукт – это, конечно, сыр. 

DN: Вы говорили, что к 2019-2020 гг. Грузия начнёт экспортировать сыр в Европу. Как вы собираетесь этого добиться и что ещё необходимо сделать, чтобы этот процесс начался? 

ГХ: Процесс уже начался. Мы уже стали ассоциированным членом Европейского Союза. У нас есть коды для экспорта грузинских сельскохозяйственных продуктов, но пока не животноводческих продуктов. Пока наши нормы не соответствуют европейским. Поэтому правительство старается внедрять на молокоперерабатывающих заводах системы стандартов HACCP и ISO. Постепенно законы меняются и законы уже строго требуют от производителей, чтобы они точно соблюдали те европейские стандарты, которые обязательны для европейского рынка. Правительство создало план, согласно которому до лета 2019 года все молокоперерабатывающие заводы внедрят систему, чтобы это было синхронизовано с системой Евросоюза. 

DN: Вы думаете экспортировать только национальные сыры или другую продукцию тоже? 

ГХ: Возможно небольшое количество кисломолочных продуктов, таких как мацони. Но в основном это будут грузинские сыры. 

DN: В последние годы в Грузии активно продвигаются сыры. Раньше такого не было. Как образовалась данная тенденция? Почему именно сейчас она стала актуальна? 

ГХ: В советские времена популярностью пользовались только 3-4 вида грузинских сыров. Кроме сулугуни и имерули, других сыров не знали. Но сейчас, когда в каждом регионе есть интернет, информация более доступна. Мы узнали, что в горных регионах производят уникальные типы сыра. Они очень быстро стали популярны в столице Грузии – Тбилиси. 

Вторая причина – большие потоки туристов. Они посещают разные регионы страны, не только Тбилиси. Довольно распространён агротуризм. У них есть возможность оставаться в маленьких крестьянских хозяйствах и пробовать те сыры, которые они производят в сёлах, в горах. И эта тенденция перешла уже на столицу. Такие сыры можно найти в ресторанах и магазинах Тбилиси. Открылись и специализированные сырные магазины. Сейчас ассортимент грузинских сыров очень большой. Около 20-40 видов. Тому, чтобы большее количество грузинских сыров становились популярными помогли Интернет, развитие коммуникаций, развитие туризма. 

DN: У вас самые популярные сыры и вообще молочные продукты из коровьего молока? 

ГХ: Да, в основном из коровьего молока. Только в Западной Грузии производят сыр из буйволиного молока, похожий на моцареллу. В основном все молочные продукты в Грузии делают из коровьего молока. 

Есть ещё один вид сыра – гуда. Его готовят из овечьего молока. Такой сыр производят только в высокогорных районах. Он хранится в шкуре овцы в течение трёх-четырёх месяцев и когда те, кто ухаживают за овцами возвращаются, они приносят уже созревший сыр. Это один из популярных грузинских сыров, который продаётся по самым высоким ценам. Этот сыр очень хорошо идёт с грузинским вином, особенно с сухим белым вином. 

DN: Расскажите, пожалуйста, про государственную поддержку. 

ГХ: Государство создало специальную программу поддержки и развития молочной отрасли. Они предлагают конкретно фермерам так называемые агрокредиты. Это значит, что фермер, который хочет купить высокооборотных коров с хорошей генетикой заграницей, может взять на это кредит в банке, а государство будет субсидировать оплату процентов. То есть, для самих фермеров такие кредиты получаются практически беспроцентными. В течение 7-10 лет они не платят никакой процент. Это удобно для фермеров. 

Очень многие фермеры используют эти дешёвые кредиты. Они покупают высокопородный скот, строят современные фермы, покупают современные доильные залы и оборудование. 

DN: Как вы считаете, от чего будет зависеть цена на молоко в ближайшие пять лет? В мире и в Грузии.  

ГХ: Мы сейчас наблюдаем, что население в мире очень быстро растёт. Потребление растёт. И опыт производства молока растёт не только на европейском континенте, или в Австралии, или в Америке. Сейчас уже производству молока научились в таких странах как Египет, Саудовская Аравия, Турция. 
Цены чуть-чуть будут подниматься, потому что спрос большой. 

Вторая тенденция, которая будет в мире, заключается в том, что восточно-азиатские страны тоже будут производить более-менее то количество молока, что производилось в европейском континенте и Америке. Так что этот баланс будет меняться в производстве молока. 

Сейчас основным экспортёром молока и молочных продуктов является Америка, Новая Зеландия, Европа. Я не думаю, что через пять лет ситуация останется такой же. Я думаю, в Европе производство будет оставаться на том же уровне, а восточный регион будет больше развиваться. Читать другие интервью

Щоб залишити коментар, авторизуйтеся

04.09.2017

ЗСТ с Канадой. Что это даст Украине?

11 июля 2016 года было подписано соглашение о ЗСТ между Украиной и Канадой, а 1 августа 2017 оно стартовало. Многие задались вопросом, повлияет ли это на молочный рынок? Разбирались в The DairyNews.
Чим шкідливе м'ясо новонароджених телят?
Экспорт американских молочных продуктов достиг трёхлетнего максимума