Сергей Марченко, Начальник отдела продаж с/х техники, ЧАО «Агриматко-Украина»:
DN: Есть ли какой-то тандем науки и сельского хозяйства? Есть перспектива развития? Вообще как помогает наука сельскому хозяйству?
СМ: Мой личный опыт и наблюдения указывают на то, что, к сожалению, это — лебедь, рак и щука. В большинстве случаев они живут разными проблемами, смотрят в разные стороны и имеют различные возможности в условиях современной Украины. Из-за отсутствия симбиоза сельское хозяйство вынужденно само вкладывать в науку, причём на собственных производственных мощностях. К сожалению, государство в этом не помощник. Государственные ВУЗы в большинстве своем готовят специалистов как-то отстранённо, без привязки к нынешним реалиям. Наверное, на это есть различные причины – отсутствие в достаточном объеме финансирования, консервативность профессорского состава и т.д. Большинство еще хочет жить по старинке, и если еще несколько лет назад это устраивало обе стороны, то сейчас сельхозпроизводитель нуждается в новых технологиях, в новых, в т. ч. узкоспециализированных, кадрах. Этот тренд сейчас очень чётко прослеживается на примере агрохолдингов. Многие из них содержат целые исследовательские отделы, подразделения и т. д., вкладывают деньги в современные технологии, отправляют своих специалистов на всевозможные выставки, семинары в т. ч. и за границу, учатся, а потом внедряют у себя.
В чём плюс аграрного производителя? У него есть производственные мощности, где можно проверить полученные знания, сопоставить результаты и выбрать для себя оптимальную технологию. А потом уже внедрить эту технологию в массовое производство.
Понятно, что сейчас агрохолдинги являются как бы пионерами в этой области. Они несут знания в массы - на них смотрят средние хозяйства, перенимают опыт, учатся, ездят на семинары, организованные агрохолдингом, потому что там поднимаются актуальные вопросы на злободневные темы, в т. ч. узконаправленные.
К сожалению, сейчас в большинстве институтов и университетов таких возможностей нет; у них отсутствует современная производственная база, нет новейшего оборудования и т.д. Если же мы сравним семинары, которые организовываются в ВУЗах, то там начинается чуть ли не с того, что такое подсолнух, а парк современной техники ограничивается трактором Т-150, в лучшем случае.
DN: Как это отражается на качестве кадров?
СМ: Хороший вопрос. Те же агрохолдинги, например, они часто берут студентов с ВУЗов, со старших курсов, и обучают у себя по-новому, с привязкой к производству.
DN: Готовят к взрослой жизни?
СМ: Готовят к взрослой жизни. Набираются слушатели в так называемые агрошколы, как было в «Мрии»; проходят конкурс. После первого собеседования из 300 человек около 10% отбираются в качестве слушателей, а работа предлагается ещё меньшему количеству – тем, кто выдерживает темп. На самом деле получить высшее образование в Украине – не проблема. Только распорядиться им надо правильно, внедрить это образование дальше, развивать его. Это не всегда получается, поэтому агрошколы при холдингах и готовят кадровый резерв в основном для себя. И это нормально как для холдинга, потому что он получает специалиста, «заточенного» под свои потребности; так и для молодого специалиста, потому что у него есть перспективы, есть стимул развиваться.