По данным ВАС (Всеукраинского Аграрного Совета) большинство украинских аграриев не верят в то, что им могут выплатить дотации, поэтому 57% из 644 респондентов даже не подавали заявку на её получение. Благодаря проведенному опросу удалось узнать, что 56% (277 аграриев), которые всё же подали заявку, так и не были включены в реестр на получение дотаций. То есть, поддержку получили всего 122 респондента.
68% аграриев, которым государство выделило дотации, получило меньше 10% от суммы, которая была выплачена в бюджет в качестве НДС. От 10 до 20% оплаченной суммы получили 7%, 20-30% досталось 2% респондентов, 30-40% — 5%, 40-50% — 2%, 50-60% — 7% и 70-80% досталось 7%.
О неэффективности и даже недопустимости такой системы поддержки говорят много, причем, жалобы касаются и механизмов, и формул подсчета и порядка ведения реестра.
Напомним, что с 1 января 2017 года спецрежим налогообложения был отменен, а вместо него введен новый порядок распределения прямой бюджетной дотации. Это ознаменовало переход аграриев на общую систему налогообложения. В 2017–2021 годах ежегодный объём помощи должен быть не менее 1% от выпуска продукции в сельском хозяйстве. Подобная мера была принята согласно требований МВФ, но в тоже время, по заявлению Нины Южаниной, председателя комитета Верховной Рады по вопросам налоговой и таможенной политики, бюджет предусматривает и дотации сельхозпроизводителей определенных направлений в размере 5.5 млрд грн. В перечне: выращивание крупного рогатого скота, садоводство, овощеводство и некоторые другие.
В ЕС четко понимают важность аграрной сферы. Фермеры обеспечивают стабильное снабжение продовольствием по вполне доступным ценам для более чем 500 миллионов европейцев. Поэтому фермерская политика Европейского союза стоит перед сложным заданием: обеспечить достойный уровень жизни фермеров, вместе с тем устанавливая жесткие требования в отношении здоровья и благополучия животных, охраны окружающей среды и безопасности пищевых продуктов.
22 миллиона фермеров и сельскохозяйственных рабочих составляют один из крупнейших секторов экономики всего ЕС — агропродовольственного сектора. Конечно же, Союз хочет обеспечивать устойчивость и конкурентоспособность своего сельского хозяйства, для чего деньги поддержки используются на:
поддержку дохода фермеров, основанную на потребностях рынка;
рыночное воздействие, благодаря минимизированию влияния таких факторов как погодные условия или высокая волатильность;
программы развития сельских районов, ориентированные на конкретные потребности в развитии регионов каждой из 28 стран.
Общий годовой бюджет поддержки составляет 59 млрд евро, а финансируется он через Европейский фонд сельскохозяйственных гарантий и Европейского сельскохозяйственного фонда развития сельских районов.
Для прямой поддержки фермеров предусмотрены соответствующие правила:
прямые платежи — выплаты, предоставленные фермерам для непосредственного обеспечения их экономической безопасности. В основном это базовая поддержка доходов, отделенная от производства, которая стабилизирует уровень их доходов на рынках, которые отличаются изменчивостью. Для максимизирования прибыли, производители должны реагировать на сигналы рынка и производить востребованные товары.
кросс-соответствие — фермеры, которые не выполняют необходимых требований в области общественного здоровья, здоровья животных и растений, окружающей среды и благосостояния животных подлежат к сокращению или исключению из программы прямой поддержки.
интегрированная система контроля и управления (IACS). В рамках общей сельскохозяйственной политики (CAP) государства-члены, за счет налогоплательщиков напрямую финансируют фермеров по всей территории ЕС. В целях защиты финансовых интересов Союза создана специальная интегрированная система контроля и управления платежей (IACS).
Помимо поддержки, распространяющейся на все страны ЕС, есть ещё и национальные программы, действующие в отдельных странах. К примеру, в Ирландии существует Государственное Агентство по Развитию Сельского Хозяйства и Производства Продуктов Питания «Teagasc».
«„Teagasc“ предоставляет услуги по комплексным исследованиям, консультированию и обучению специалистов сельского хозяйства, продовольственной отрасли, сельских общин. Один из важнейших элементов работы — это практическое внедрение результатов исследований. Здесь „Teagasc“ консультирует фермеров напрямую, что содействует максимально эффективному применению результатов исследования на практике и совершенствованию своей деятельности на местах», — рассказала Мария Данн, Советник по сельскому хозяйству Посольства Ирландии в России.
Национальные субсидии есть и в других странах. Так, по словам Советника по вопросам продовольственного, сельского и лесного хозяйства Посольства Финляндии в России Йоханны Логрен, в 2016 году размер национальной субсидии в общей сумме составил 322 миллион евро.
Несмотря на такую, казалось бы, существенную поддержку, нельзя сказать, что аграрии стран Европейского Союза ей полностью довольны. Не так давно французский фермер «вырастил» на пшеничном поле надпись «HELP», размером 100×48 м, которую прекрасно видно из пролетающих мимо самолётов.
Объясняя свой поступок, фермер отметил: «Это коллективный сигнал SOS от имени всех французских фермеров. У нас было четыре плохих года, с точки зрения погоды. Фермеры прогорели, они устали. Разве нормально жить на 350 € евро в месяц, когда работаешь каждый день и куда больше 35 часов в неделю? Я хочу, чтобы политики обратили на нас внимание и помогли АПК выйти из кризиса».
В Бельгии также далеко не все фермеры довольны программой поддежки ЕС. Роэл Вас, Советник BoerenBond, в комментарии The DairyNews отметил, что фермеры, которые занимаются производством молока с каждым годом получают всё меньше, при том, что от них требуют всё большего.
«Что касается поддержки САР, то фермеры, занимающиеся производством молочных продуктов с каждым годом получают всё меньше поддержки, но при этом, для того, чтобы её получить им необходимо соблюдать всё больше правил. Такое положение дел расстраивает фермеров. Сейчас мы приближаемся к тому, что, в случае, если поддержка САР сократиться ещё сильнее, некоторые фермеры перестанут принимать её и, соответственно, перестанут выполнять эти требования. Но, в целом, они будут принимать любую поддержку, которую они смогут получить».
Вместо выводов
Несмотря на, казалось бы, высокие дотации как на местном уровне так и на уровне ЕС, аграриям живется все равно достаточно сложно, а проблемы не минуют никого. В то же время, годами отточенные механизмы контроля и поддержки хоть и не идеальны, но лишены многих недостатков и могли бы стать хорошим подспорьем для создание гибкой и продуманной системы поддержки в Украине, которая сочетала бы в себе лучшие качества, адаптированные под нужды местного производителя. Это позволило бы уделить максимум внимания и экономического влияния там, где это наиболее необходимо, благодаря точечной помощи, снижению производственных рисков и правильным инвестициям.
Йоханна Логрен, Советник по вопросам продовольственного, сельского и лесного хозяйства Посольства Финляндии в России
Мария Данн, Советник по сельскому хозяйству Посольства Ирландии в России
Щойно відбулась офіційна церемонія відкриття Східноєвропейського молочного конгресу
В преддверии открытия форума-выставки «Молочная и Мясная промышленность» руководитель
Минсельхоз намерен поддержать АПК, возмещая капзатраты и предоставляя субсидии по кредитам