По данным IFCN, в 2015 году Грузия находилась на 82 месте по производству молочных продуктов. В этот же период цены на фермерское молоко были на 4,2% выше, чем средняя рыночная стоимость молока в мире. В период с 2010 по 2015 спрос на молоко ежегодно увеличивался в среднем на 3,9%, а вот поставка только на 2,8%.
Грузия и Украина: сходства и отличия
Молочные рынки Украины и Грузии совсем непохожи. Это можно объяснить и разницей в размерах стран, и различиями в потребительских предпочтениях, и «кулинарными» традициями, которые формировались на протяжении долгого периода времени.
Показатель/Страна
|
Грузия
|
Украина
|
Площадь
|
69700 км²
|
603549 км²
|
Население
|
3,7 млн человек
|
42,5 млн человек
|
Место в мире по производству молочной продукции
|
82
|
18
|
Самообеспечение молоком
|
88%
|
106%
|
Преобладание экспорта/импорта
|
0,1 млн тонн чистого импорта
|
0,5 млн тонн чистого экспорта
|
Количество импортируемого молока
|
46% из 0,7 млн тонн базового молока
|
40% из 9,9 млн тонн базового молока
|
(табл. основана на данных IFCN за 2015 год)
Если говорить о сходствах, то можно отметить, что и в Грузии, и в Украине самыми популярными молочными животными являются коровы. Вопреки распространённому мнению, что в Грузии преобладает продукция из овечьего молока, именно коровье молоко наиболее распространенно. При этом, проанализировав данные IFCN можно сделать вывод, что в Грузии есть дефицит молока, который восполняется за счёт импорта. В Украине же, напротив, избыток молока, которое мы успешно экспортируем.
Различий у украинского и грузинского молочных рынков значительно больше, чем сходств. Это касается не только экспорта/импорта, но и потребительских предпочтений на внутренних рынках.
«Анализируя данные за последние два года можно сказать, что первый по объемам продукт — пастеризованное молоко (от 40 до 45% производимой продукции). Вторая позиция — кисломолочные продукты (около 25%). На третьем месте — сыры (примерно 15%). За ними следует сливочное масло (5%), сухое молоко и сливки (4%), другие виды продукции в общем занимают около 6%», — рассказала корреспонденту The DairyNews Ирина Паламар, глава «Ассоциации животноводов Украины».
А вот на внутреннем рынке Грузии, помимо свежего молока, которое по данным IFCN в 2015 году составляло более 40% от производимой продукции, на сегодняшний день наибольшей популярностью пользуется традиционный йогурт мацони, а также грузинские сыры: сулугуни и имеретинский. Причём несмотря на активное развитие индустриального производства, многие сыры и йогурты по-прежнему готовятся в домашних условиях, на небольших семейных фермах.
Региональный менеджер компании «Элопак» по странам Кавказа, Леван Чикваидзе, объясняет, что производителям достаточно сложно развиваться, поскольку в Грузии актуальна проблема со сбором цельного молока. На сегодняшний день большинство производителей предпочитает использовать импортное сухое молоко, хотя в последние годы, когда на рынок зашли такие крупные игроки, как российский «Винн-Билль-Данн» и французский «Лакталис», ситуация немного улучшилась: большие предприятия предпочитают стимулировать фермеров внутри страны, а не зависеть от импорта продукции.
При этом в Грузии практически нет проблемы, которая в последние годы становится всё более актуальной для украинского рынка — увеличение количества сырных продуктов по отношению к натуральному сыру.
Анна Микадзе-Чикваидзе, основательница «Дома сыра» и организатор «Фестиваля сыра» рассказала корреспонденту The DairyNews, что грузинские потребители имеют довольно консервативный вкус и поэтому для них сырный продукт неприемлем.
«Естественно, делают сыры с такими (прим. ред. - растительными) добавками. Но когда это выясняется, потребитель раздражается и не хочет покупать такой сыр. Такие сыры у нас непопулярны», — отметила эксперт.
Леван Чикваидзе отметил, что Грузия преимущественно импортирует сыры из Германии и Польши, поэтому сырный продукт, содержавший растительные жиры не доминирует на рынке. Но при этом эксперт уточнил, что далеко не все покупатели имеют представление о том, что такое «сырный продукт», и очень часто ориентируются на вкус, внешний вид и стоимость, а не на состав.
2017 год — «Год Сыра»
В целом, ситуацию на молочном рынке Грузии можно назвать неоднозначной. Зато в индустрии выделяется сырная ниша, дела у которой обстоят более, чем хорошо.
В 2016 году в Грузии прошёл десятый «Фестиваль сыра», на котором были представлены местные сыры из разных регионов. Многие из них были практически забыты и их восстанавливали по старым рецептам. Сейчас они начинают пользоваться всё большей популярностью у потребителей, поэтому несмотря на нехватку молока, эксперты довольно оптимистично смотрят в будущее.
«Наша организация „Ассоциация сыроделов Грузии“ при поддержке Министерства сельского хозяйства объявляет 2017 год „Годом сыра“. Каждый месяц мы будем проводить интересные мероприятия: разные молочные форумы, маленькие фестивали, устраивать маленькие рынки в разных городах. Будем выставлять разных предпринимателей, которые производят оригинальный сыр. В конце года намечается открытие „Музея сыра“, проект который сейчас разрабатывается», — рассказала Анна Микадзе-Чикваидзе.
Леван Чикваидзе также отметил, что развитию молочной отрасли может способствовать назначение нового министра сельского хозяйства, поскольку раньше он лично соприкасался с этим сектором.