В августе 2016 года The DairyNews уже рассматривали
проблему нодулярного дерматита. Тогда этот вопрос стоял крайне остро, поскольку в граничащих с Украиной странах (Венгрия, Румыния, Россия), а также в Болгарии и Турции были зафиксированы случаи заражения.
Что же собой представляет нодулярный дерматит КРС? Это вирусное заболевание, поражающее крупный рогатый скот. Во время болезни животных может лихорадить, у них на коже образуются узлы, могут появляться оттёки подкожной клетчатки. Болезнь также может поразить слизистую оболочку глаз и пищевого тракта. Обычно, нодулярный дерматит длится не больше четырех недель и, в большинстве случаев, заканчивается выздоровлением (10% случаев – летальным исходом). Фермерам необходимо быть абсолютно внимательными, поскольку инкубационный период болезни может длиться от семи дней до трёх месяцев.
Нодулярный дерматит передается животным в основном трансмиссивно, т.е. кровососущими насекомыми: комарами, москитами и мухами. Также болезнь передаётся контактным и воздушно-капельным путями.
Основная опасность заболевания заключается не в смерти КРС, а в том, что после болезни уровень продуктивности падает и содержание животных становится невыгодным. Помимо того, что фермеры находятся в убытке, есть и другая угроза – запрет на экспорт определённых групп товаров, а именно – говядины и зерна (запрет на экспорт зерна связан с тем, что оно может быть загрязнено, поскольку для этого достаточно, чтобы животное просто прошло рядом с посевами), что также негативно сказывается на экономике.
Стоит отметить, что болезни больше подвержены молочные породы крупного рогатого скота. Заболевание может вызвать уменьшение молочной продуктивности, временную, а в некоторых случаях и постоянную, стерильность быков-производителей, различные поражения кожи.
Несмотря на то, что в 2016 году было много опасений из-за того, что вблизи украинских границ, были зафиксированы случаи заболевания, на территорию Украины болезнь не попала. А с приходом зимы проблема стала временно неактуальной.
С началом нового года, а тем более с приближением потепления снова встают вопросы: насколько велика угроза появления нодулярного дерматита в Украине? Нужно ли вакцинировать скот? Какие превентивные методы наиболее эффективны?
«Эта проблема стоит очень остро еще и потому, что у нас нет резерва вакцины, а в бюджете средств на это не предусмотрено. По оценке Держпродспоживслужбы, нужно 54 млн грн на то, чтобы обеспечить в полном объеме мероприятия по профилактике ЗВД, включающие, прежде всего, вакцинацию приграничных территорий», – отметила Анна Лавренюк.
Есть две стратегии борьбы с заболеванием. Это вакцинация, которая проводится до того, как животные заболевают. И стемпинг-аут, при котором зараженных животных вырезают, а тех, кто находится в зоне риска – вакцинируют.
Несмотря на явные преимущества вакцинации, эта тема остаётся спорной. У некоторых участников отрасли есть опасения, что использование живой вакцины даст положительный эффект, а не приведёт к закрытию предприятий и введению карантина на молочные и мясные продукты.
Ирина Паламар отметила, что эксперты неоднозначно трактуют вакцинацию поголовья до выявления возбудителя, поэтому к процессу следует подойти крайне взвешено, чтобы не навредить бизнесу.
Второй недостаток вакцины – её стоимость. По данным Госпродпотребслужбы на реализацию программы по вакцинации животных нужно 55 млн гривен, при том, что в бюджет заложено только 50 млн гривен на борьбу со всеми заболеваниями животных.
Редакция The DairyNews и дальше будет следить за ситуацией и информировать читателей о развитии событий в этом вопросе.