Переход на новую систему контроля качества пищевой продукции и кормов это не просто инициатива, а одно из ключевых требований ЕС в процессе интеграции. Сам законопроект, как и многие другие в нашей стране испытывает ряд трудностей в принятии и c 2014 года был не один раз отправлен на дополнительное чтение и доработку.
С одной стороны это неплохо, ведь принять закон в первом чтении, при этом взяв во внимание мнение всех сторон, имея необходимые и наиболее эффективные правки — очень сложно, если вообще возможно. Андрей Жук, первый заместитель Главы Госпотребслужбы отметил: «После рассмотрения законопроекта № 0906 в сессионном зале парламента и направление его на повторное второе чтение состоялось более десятка рабочих встреч, дискуссий и совещаний с привлечением широкого экспертного круга. Происходила постоянная тесная коммуникация со всеми заинтересованными сторонами процесса».
Но с другой стороны, такое длинное «затягивание» подрывает обязанности Украины в рамках договора об ассоциации. Но не только это. Без тщательного государственного контроля невозможно гарантировать полную безопасность продукции, которая производится в стране.
Для ускорения принятия законопроекта даже приехала миссия Европейской Комиссии по оценке системы госконтроля по мониторингу остатков ветеринарных препаратов и загрязняющих веществ в животных и продуктах животного происхождения (молоко, мясо, сыры).
Что изменит законопроект? Он позволит увеличить эффективность проверок, ведь теперь, о них не придется предупреждать заранее. Что, согласитесь, весьма логично. Также, для того, чтобы уменьшить коррупционные риски у каждого инспектора будет предусмотрен фиксированный перечень вопросов, которые он может задать во время проверки.
«Украина становится еще ближе к европейским стандартам контроля в пищевой промышленности. Несколько приказов ликвидируют потенциальную коррупционную возможность. Теперь у инспектора будет утвержденный перечень вопросов, которые можно задавать в ходе аудита или инспектирования производственных мощностей. Загонять производителя в угол незапланированными вопросами и тем провоцировать на дачу взятки он уже не сможет», — написал Тарас Кутовой, министр аграрной политики и продовольствия Украины, на своей странице в Facebook.
Кроме того, любая проверка строго разделена на категории, зависящие от типа продукции, процесса её переработки, обработки, соответствия всех процедур и т.д.
Почему Европа так взволновала отсутствием контроля? В первую очередь главная цель законодательства ЕС в сфере продуктов питания — наивысшая защита жизни и здоровья человека, а также защита их законных интересов. Соответственно правила контроля предусмотрены максимально жесткие и четкие. Соответственно каждый покупатель уверен в качестве того, что он покупает. Ведь в случае чего оператор понесет и финансовые и репутационные потери, которые ему никак не выгодны.
Во-вторую очередь в силу вступает «шкурный» интерес — экспортная продукция. Ведь если в стране не действует адекватная система контроля качества, то и доверять ее продукции — рисковать своими гражданами, что недопустимо. Это пересекается с интересами операторов рынка, ведь после принятия законопроекта, соответствия всем требованиям и тщательной проверки им откроется больше возможностей для экспорта, ведь в их продукции будет больше уверенности.
При доработке законопроекта к повторному второму чтению было учтено подавляющее большинство предложений и поправок, поступивших от народных депутатов.
Так, в частности:
предусмотрен внешний аудит компетентного органа;
сужен круг уполномоченных лиц, которым можно делегировать выполнение отдельных мероприятий государственного контроля, и конкретизирован перечень таких мероприятий;
усовершенствован порядок проведения отбора образцов и их лабораторных исследований;
усовершенствовано положение о повышении квалификации должностных лиц компетентного органа;
уточнен порядок расчета стоимости мероприятий государственного контроля, финансируемых операторами рынка;
регламентирована ответственность за незаконные решения, действия и бездействие должностных лиц компетентного органа и уполномоченных лиц;
установлены фиксированные размеры штрафов, которые могут налагаться на операторов рынка;
упрощен порядок внесения сведений в реестр стран и мощностей, из которых разрешается ввоз пищевых продуктов и кормов в Украину.
В Госпотребслужбе рассчитывают на то, что уже в мае будет рассмотрен полностью доработанный проект Закона. Об этом 10 апреля во время пресс-конференции рассказал Владимир Лапа, Глава Госпотребслужбы: «Мы рассчитываем, что законопроект № 0906 парламент сможет принять уже в мае».
Тогда прогресс в выполнении Украиной обязательств по Соглашению об ассоциации с ЕС ускорится, позволяя построить эффективную систему контроля качества продукции, в которой каждый потребитель будет защищен.
Ведь если разобраться, то от этого выиграют все, и покупатели, и операторы, и страна, подняв свой имидж, гордо заявляя, что в качестве нашей продукции нет сомнений.
Тарас Кутовий, Міністр аграрної політики та продовольства України
Андрій Жук, Перший заступник Голови Держпродспоживслужби
Украинские молочники нашли альтернативу пальмовому маслу: закупают технические жиры, — Максим Гончар
Пять ключевых ошибок владельцев, из-за которых животноводческий бизнес становится убыточным
Щойно відбулась офіційна церемонія відкриття Східноєвропейського молочного конгресу
В преддверии открытия форума-выставки «Молочная и Мясная промышленность» руководитель